Главное меню
Полезные ссылки
рабочая программа по окружающему миру детей первого года обучения
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) для детей 1 года обучения (от 2 до 3 лет).
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Звёздочка» (далее – Программа), с учетом инновационной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (авторский коллектив: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой)
Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и формированию его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Поэтому начальный этап дошкольного образования в экологическом направлении играет важную роль в процессе становления личности каждого ребенка-дошкольника. Основная форма реализации данной программы – 10 минут в процессе образовательной деятельности 1 раз неделю, в совместной деятельности, в режимных моментах.
Предметное окружение. Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь,мебель, транспортные средства.
Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же носок, подбери пару к варежке), группировать их по способу использования (из чашки и стакана пьют, на кресле и стуле сидят и т. д.), выбирать объекты по заданным признакам (все красное, все круглое и т. д.).
Природное окружение. Экологическое воспитание. Создавать условия для формирования интереса детей к природе и природным явлениям; поощрять любознательность детей при ознакомлении с объектами природы. Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Знакомить детей с животными и растениями ближайшего окружения.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Отмечать характерные признаки домашних животных (кошка мурлычет, собака лает и т. д.).
Учить детей различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса (в процессе чтения сказок, потешек; рассматривания иллюстраций, картин и игрушек). Формировать умение выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая, и у нее длинный пушистый хвост, медведь косолапый и т. д.).
Приобщать детей к наблюдениям за природой; вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. Формировать первичные представления о сезонных изменениях в природе. Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде). Формировать бережное отношение к окружающей природе.
2. Планируемые результаты
- Ребёнок интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы, эмоционально реагирует на них (присматривается, улыбается, старается приблизиться, потрогать).
- Любопытен, многократно задаёт вопросы «Что такое, кто такой, что делает, как называется?», использует известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов, явлений природы.
-Эмоционально реагирует на красивое и некрасивое.
-Замечает признаки живого, движение, питание, состояние по сезонам.
- Включается в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить сам.
- Эмоционально сопереживает, если кому-то больно, проявляет нежность и заботу к знакомым животным
3. Тематическое планирование
Номер занятия |
Тема |
Цель |
Методическая литература |
|
1 |
мониторинг |
|||
2 |
Морковка от зайчика |
расширять представления детей об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение к окружающим. |
О.А. Соломенникова, тема 1, стр.20 |
|
3 |
Кукла гуляет |
познакомить детей с приметами осени: падают листочки, дети надели пальто и куртки, развивать наблюдательность, воспитывать аккуратность и последовательность во врем одевания на прогулку. |
Н.А.Карпухина, зан.4, стр.12 |
|
4 |
Чудесная корзинка |
познакомить детей с овощами: огурец, помидор, морковь, капуста, развивать цветовое восприятие: красный и зеленый цвета, воспитывать аккуратность, вежливость |
Н.А.Карпухина, зан.7, стр.14 |
|
Октябрь |
||||
5 |
Листопад, листопад, листья желтые летят… |
дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев. |
О.А. Соломенникова, тема 2, стр.21 |
|
6 |
Падают листочки |
познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев, сравнивать листья по величине: большой, маленький, воспитывать любовь к природе, развивать познавательный интерес. |
Н.А.Карпухина, зан.5, стр.13 |
|
7 |
Птички хотят пить |
познакомить детей со свойствами воды. Воспитывать добрые чувства к птицам. |
Н.А.Карпухина, зан.11, стр.17 |
|
8 |
Петушок-петушок |
познакомить детей с временными понятиями: утро, развивать образное мышление. Воспитывать КГН |
Н.А.Карпухина, зан.12, стр.18 |
|
9 |
Чудесный мешочек |
закреплять знания детей в названии фруктов: груша, яблоко¸ банан; узнавать их на картинке; воспитывать любовь к природе |
Н.А.Карпухина, зан.13, стр.19 |
|
Ноябрь |
||||
10 |
Рыбка плавает в воде |
дать детям элементарные представления об аквариумных рыбах. Формировать интерес к обитателям аквариума |
О.А. Соломенникова, тема 3, стр.23 |
|
11 |
Кто в домике живет? |
побуждать находить и показывать игрушки по названию; понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией… |
Н.А.Карпухина, зан.17, стр.23 |
|
12 |
Моя улица |
познакомить детей с улицей, развивать представления об окружающих предметах, развивать наблюдательность в ранее виденных предметов |
Н.А.Карпухина, зан.18, стр.24 |
|
13 |
Летят листочки |
|||
Декабрь |
||||
14 |
У кормушки |
дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботится о них |
О.А. Соломенникова, тема 4, стр.24 |
|
15 |
По дорожке в зимний лес |
Совершенствовать зрительное прослеживание по зигзагообразной линии, координацию движений пальцев; знать и называть глаголы единственного числа настоящего времени : «прыгает, скачет» |
Н.А.Карпухина, зан.26, стр.33 |
|
16 |
Белоснежные комочки |
формировать у детей элементарные представления о зиме: идет снег, холодно, падают снежинки, развивать координацию движений |
Н.А.Карпухина, зан.27, стр.35 |
|
17 |
Кукла Катя гуляет |
побуждать детей формировать представления о зиме: на улице холодно, идет снег, люди надели зимнюю одежду |
Н.А.Карпухина, зан.28, стр.36 |
|
Январь |
||||
18 |
Снеговичок и ёлочка |
расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру. |
О.А. Соломенникова, тема 5, стр.26 |
|
19 |
«Птицы» |
расширить представления о птицах:голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представления о снегире. |
О.А. Соломенникова, стр.40 |
|
Кто в домике живет? |
дать понятие зверей, которые живут в лесу: лиса, волк, медведь, зайчик.. |
Н.А.Карпухина, зан.38, стр.46 |
||
Февраль |
||||
20 |
Котенок Пушок |
дать детям представления о домашних животных и их детёнышах. Знакомить с русским бытом. Формировать доброе отношение к животным |
О.А. Соломенникова, тема 6, стр.27 |
|
21 |
Маленькая ёлочка |
побуждать детей выделять елочку среди деревьев, называть ее общеупотребительным словом, понимать элементарные инструкции, обусловленные ситуацией. |
Н.А.Карпухина, зан.37, стр.45 |
|
22 |
Куколке-холодно! |
формировать представление о времени года- зима: идет снег, дует ветер, холодно. |
Н.А.Карпухина, зан.43, стр.52 |
|
23 |
На чем поедешь? |
формировать представление о транспорте: паровоз, машина, автобус |
Н.А.Карпухина, зан.47, стр.56 |
|
Март |
||||
24 |
Петушок и его семейка |
расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях. Формировать желание проявлять заботу о домашних птицах. |
О.А. Соломенникова, тема 7, стр.29 |
|
25 |
Солнышко, солнышко выгляни в окошечко |
дать детям представления о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке. |
О.А. Соломенникова, тема 8, стр.31 |
|
26 |
Что нам весна принесла? |
совершенствовать навык наблюдения, выделять основные приметы весны: светит солнце, травка и листочки зеленые, нет снега. |
Н.А.Карпухина, зан.53, стр.63 |
|
27 |
Покорми Катю |
формировать у детей понятие «посуда»: чашка, ложка, тарелка… |
Н.А.Карпухина, зан.55, стр.66 |
|
Апрель |
||||
28 |
Смотрит солнышко в окошко |
формировать представление о растительном мире: деревья, цветы, трава; цветовой гамме: зеленый, красный, желтый; развивать мелкую моторику; воспитывать эстетические чувства любви к окружающей природе. |
Н.А.Карпухина, зан.61, стр.72 |
|
29 |
Там и тут, там и тут одуванчики цветут… |
формировать у детей представления об одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. |
О.А. Соломенникова, тема 9, стр.33 |
|
30 |
Выходи, дружок, на зелёный лужок |
дать представление об одуванчике и ромашке, учить находить такой же цветок, как у воспитателя на картинке… |
Н.А.Карпухина, зан.59, стр.71 |
|
31 |
Желтые, пушистые |
дать представление о цыпленке: желтый, пушистый, бегает, клюет зернышки, пищит-пи-пи-пи… |
Н.А.Карпухина, зан.62, стр.73 |
|
32 |
Игрушки для Миши и Мишутки |
дифференцировать предметы по величине, называть предмет по словесному описанию, узнавать предмет на картинке… |
Н.А.Карпухина, зан.63, стр.75 |
|
Май |
||||
33 |
Магазин игрушек |
узнавать знакомые предметы по словесному описанию, называть их общеупотребительными словами… |
Н.А.Карпухина, зан.64, стр.75 |
|
34 |
Наш любимый детский сад |
познакомить детей с помещением детского сада: окна, двери, крыша, группа… |
Н.А.Карпухина, зан.58, стр.70 |
|
35 |
МОНИТОРИНГ |
МОНИТОРИНГ |
МОНИТОРИНГ |
|
36 |
МОНИТОРИНГ |
МОНИТОРИНГ |
МОНИТОРИНГ |
|
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2008-272 с.
2. Соломенникова О.А. ФГОС. Ознакомление с природой в детском саду. 2-3 года.- M.-Мозаика-Синтез, 2017 .-116с.